Итоги обеспечения беспомеховой работы РЭС в ходе зимних Игр 2014 года в г. Сочи
Еще совсем недавно страна вела обратный отсчет дням начала XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр. К настоящему времени уже отгремели салюты церемоний открытия и закрытия Игр и Олимпиада «Сочи-2014» стала замечательной вехой в нашей истории.
Олег Лабунько,
генеральный директор ФГУП «РЧЦ ЮФО»
Наряду с историческими церемониями, достижениями и многими другими вопросами, Игры характеризовались своим размахом и масштабностью. По сообщениям ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу МОК, в сочинской Олимпиаде участвовало рекордное число спортсменов (2876 чел.) из рекордного числа стран (88), а количество освещающих Игры телекомпаний составило более 300 и превысило аналогичный показатель летней Олимпиады-2008 в Пекине.
Обращаясь к интервью президента России В.В. Путина российским телеканалам - Зимние Олимпийские игры в Сочи получились «масштабным, качественным и красивым» праздником, и это стало результатом большой коллективной работы, - можно сказать, что свой вклад в этот результат внесли и коллективы предприятий радиочастотной службы и ТО Роскомнадзора.
Объединенные в Оперативный центр управления приказом Роскомнадзора от 28 февраля 2013 года № 213 ФГУП «РЧЦ ЮФО», совместно с представителями ФГУП «ГРЧЦ», ФГУП «РЧЦ ЦФО», ФГУП «РЧЦ СЗФО», ФГУП «РЧЦ ПФО» и Управлений Роскомнадзора (по ЮФО, СЗФО, ЦФО и Республике Татарстан) в полном объеме решили возложенную
Фото 1. Доклад Руководителю Роскомнадзора Жарову А.А. о готовности системы управления радиочастотным спектром в г. Сочи руководителя группы по организации и осуществлению мероприятий радиоконтроля ОЦУ Матяшова С.В.
на ОЦУ задачу - обеспечили правомерную и бесконфликтную работу всех (почти 42 тыс.) РЭС участников и организаторов Игр, а также действующей на территории Сочи группировки РЭС.
Конечно же, реализация ФГУП «РЧЦ ЮФО» (далее по тексту - Предприятие) п.п. 15.8 и 15.9 Олимпийской заявочной книги «Сочи-2014» по осуществлению своевременной организации выделения и контроля использования радиочастот для РЭС, необходимых при подготовке и проведении Игр, началась задолго до наступления семнадцати олимпийских и десяти паралимпийских дней Сочи.
На этом пути Предприятию предстояло выполнить значительный объем работ: принять участие в формировании соответствующей нормативной базы; неоднократно решать вопросы комплектования штата ОЦУ; обеспечить готовность и техническую оснащенность электропитанием и связью 43 площадок и помещений для размещения автоматизированной системы радиоконтроля (АСРК «Сочи-2014»), ее развертывание и функционирование. Провести обучение специалистов; заниматься вопросами допуска персонала и транспорта ОЦУ на олимпийские объекты; организацией контроля за движением мобильных комплексов радиоконтроля; организацией информационного взаимодействия ОЦУ с АНО «Оргкомитет «Сочи-2014», с МО РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ и другими заинтересованными структурами. Организовать проживание персонала и обеспечение его униформой; подготовку и проведение мероприятий радиоконтроля в ходе тестовых соревнований; организовать и провести два межведомственных учения Роскомнадзора и две технологических тренировки (проводимых по программам МОК) и решать многие другие вопросы.
Сегодня, оглядываясь назад, следует признать, что только качественное решение названных вопросов и самоотверженная работа в этой части персонала ОЦУ позволили обеспечить на территории Игр надлежащее регулирование использования радиочастотного спектра; должную организацию контроля и надзора за соблюдением пользователями порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС; четкую организацию радиоконтроля; оперативное осуществление мероприятий по выявлению и устранению причин неустойчивого функционирования сетей связи.
Прежде всего, это стало возможным благодаря заблаговременно созданной и развернутой автоматизированной системе радиоконтроля.
Работоспособность системы была проверена персоналом ОЦУ в ходе межведомственного учения Роскомнадзора и технологической тренировки TR-1, а степень ее готовности к решению задач в ходе Игр была оценена как высокая Руководителем Роскомнадзора Жаровым А.А. в ходе рабочего совещания 06.02.2014 в г. Сочи после инспекции.
Технологически АСРК «Сочи-2014», развернутая Предприятием в районе Большого Сочи, Прибрежном и Горном кластерах, состояла из совокупности следующих компонентов:
-13 стационарных радиоконтрольных пунктов (РКП);
-6 мониторинговых систем (МС) с размещением внутри олимпийских объектов;
-9 мобильных комплексов радиоконтроля (МКРК);
-28 специальных средств измерений.
Детальная проверка ее работоспособности и контроль качества функционирования на этапе подготовки и проведения Игр осуществлялись заместителем руководителя Роскомнадзора Ивановым О.А.
Большая работа по формированию АСРК «Сочи-2014», развертыванию и вводу в эксплуатацию была проделана заместителями начальника ОЦУ Пугачевым О.В. и Владимировым В.Н.
Все стационарное оборудование обеспечивало осуществление мероприятий радиоконтроля в диапазоне частот от 20 до 3000 МГц.
Для наращивания возможностей стационарных компонентов АСРК «Сочи-2014» в диапазонах свыше 30 МГц использовались 8 мобильных измерительно-пеленгационных комплексов радиоконтроля (по 4 в каждом из кластеров) и 28 специальных средств измерений и радиоконтроля.
Специальные средства применялись для проведения радиоконтроля в диапазонах частот от 9 кГц до 40 ГГц и определения индивидуальных идентификационных признаков РЭС цифровых радиотехнологий.
Осуществление мероприятий радиоконтроля в диапазоне частот до 30 МГц обеспечивались мобильным измерительно-пеленгационным комплексом «Барс-ВЧ», совместно с привлекаемыми для этих целей станциями технического радиоконтроля, расположенными в городах Морозовске, Белгороде и Смоленске.
Управление АСРК «Сочи-2014» в период подготовки и проведения Игр выполнял персонал ОЦУ, а также работники пунктов управления радиоконтроля (ПУРК) Прибрежного (начальник ПУРК Раводин А.Ю.) и Горного кластеров (начальник ПУРК Капустин И.Г.).
Контроль излучений земных станций спутниковой связи и бортовых ретрансляционных комплексов космических аппаратов осуществлял мобильный комплекс спутникового радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ЦФО».
Для управления АСРК «Сочи-2014» при отказах ее компонентов, а также при необходимости расширения возможностей радиоконтроля в местах проведения Игр (в том числе в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций) задействовался ППРКУС - подвижный пункт радиоконтроля, управления и связи ФГУП «РЧЦ ЦФО».
В целях создания специалистам ОЦУ и МО РФ возможности совместного управления пунктами радиоконтроля было осуществлено сопряжение приемо-пеленгаторной сети войсковой части 77111 с корпоративной телекоммуникационной сетью связи ФГУП «РЧЦ ЮФО».
Качественному решению возложенных на ОЦУ задач способствовало также комфортное размещение персонала, удобная униформа, оборудованные помещения и реализация многих других бытовых вопросов - зона ответственности заместителя генерального директора ФГУП «РЧЦ ЮФО» Волокитина А.И. и руководителя административно-хозяйственной группы ОЦУ Сафонова Н.В.
В условиях сосредоточения на ограниченной территории значительного числа РЭС залогом обеспечения их бесконфликтного функционирования является, прежде всего, безусловное соблюдение пользователями требований электромагнитной совместимости. Поэтому каждая, планируемая для использования на территории Игр, РЭС проверялась на соответствие разрешенным параметрам и маркировалась самоклеящимися цветными марками с использованием штрих-кодов, позволяющих осуществить идентификацию РЭС в ходе радиоконтроля.
Однако, если у Станиславского К.С. «театр начинался с вешалки», то в Сочи Олимпиада начиналась с допуска на территорию спортивных объектов персонала и транспорта. И здесь хотелось бы с удовлетворением отметить, что предварительно проведенная начальником ОРП ФГУП «РЧЦ ЮФО» Анашкиным А.Ф. и составом административно-хозяйственной группы ОЦУ Рязанцевым Н.Н., Гуриной О.В., Украиной А.Ю., работа позволила получить на весь персонал и транспорт ОЦУ необходимую аккредитацию и апгрейды и, соответственно, решить эту задачу.
Для своевременной проверки и маркирования РЭС, заблаговременно до начала Игр, была организована работа 6 стационарных и 2 мобильных пунктов проверки и маркирования РЭС (ППМ).
Фото 2. Рабочее место инженера на пункте проверки и маркирования РЭС
Стационарные ППМ (по 3 ед.) размещались в помещениях Прибрежного и Горного кластеров, оборудованных необходимой мебелью. Помещения были обеспечены электропитанием и доступом в сеть Интернет. В каждом из них находилась группа ППМ в составе 2 инженеров радиочастотной службы и 1 государственного инспектора Роскомнадзора. Проверка РЭС осуществлялась посредством измерений технических параметров излучений с использованием измерительного оборудования, работающего под управлением специального программного обеспечения (СПО). Применение СПО обеспечило возможность в автоматизированном режиме обрабатывать результаты измерений, распечатывать необходимые маркировочные наклейки, вести учет маркированных РЭС.
Для РЭС, функционирование которых предусматривалось в рамках ограниченного числа олимпийских объектов, использовались согласованные АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» марки с нанесенными на них буквенными обозначениями этих объектов.
Марка, подтверждающая разрешение на использование РЭС в Прибрежном кластере:
Фото 3. Доведение Руководителю Роскомнадзора Жарову А.А. порядка нанесения
ннформации на марку заместителем руководителя Ивановым О.А.
На каждом ППМ предусматривался дополнительный комплект оборудования для случаев, когда на маркирование поступит РЭС больше, чем планировалось.
Мобильные ППМ (МППМ) комплектовались на базе автомобилей повышенной проходимости УАЗ «Патриот» из расчета: инженер радиочастотной службы, государственный инспектор Роскомнадзора и водитель.Для обеспечения бесперебойной работы в составе МППМ кроме радиоконтрольного и маркировочного оборудования были предусмотрены переносные миниэлектростанции. Доступ в электронную базу данных результатов проверки и маркирования организовывался с использованием 3G модемов.
График совокупного объема выполненных работ по маркированию РЭС в различные периоды времени приведен на Рис.1.
Рис.1. Совокупный объем выполненных работ по маркированию РЭС
Как видно из графика нагрузка на специалистов ППМ была крайне не равномерной. Так, например, в один из дней (17 января) группами ППМ было промаркировано рекордное (для одного дня!) число РЭС - 3 633, а 23 января - 2 000 РЭС, что является очень большим объемом работы, как по временным, так и по физическим затратам.
Результаты работы стационарных и мобильных ППМ в различные периоды подготовки и проведения Игр представлены Таблицей 1.
Табл. 1. Результаты работы стационарных и мобильных ППМ
Наименование |
Период подготовки к проведению Олимпий-ских игр |
Период проведения Олимпий-ских игр |
Период подготовки и проведения Паралимпий-ских игр |
Всего |
|
Количество РЭС, предоставленных для маркировки |
33427 |
3476 |
962 |
37865 |
|
из них: |
промаркировано |
33371 |
3476 |
955 |
37802 |
перепрограммировано |
421 |
191 |
47 |
659 |
|
в маркировании отказано |
56 |
0 |
7 |
63 |
|
промаркировано мобильным ППМ |
2292 |
418 |
45 |
2755 |
По типам сервиса промаркированные РЭС распределились следующим образом:
FL, фиксированные беспроводные линии связи - 1992;
IFB, беспроводные персональные ушные мониторы - 1481;
MML, мобильные беспроводные микроволновые системы связи - 30;
PES, земные станции спутниковой связи - 30;
HRS, персональные радиостанции - 19218;
LMR, системы сухопутной подвижной радиосвязи - 1378;
INT, системы интерком - 2055;
TC, телеметрия - 3827;
TES, передвижные станции спутниковой связи - 7;
WC, беспроводные видеокамеры - 165;
WLAN, беспроводные ЛВС (Wi-Fi) - 4349;
MIC, беспроводные микрофоны - 3270.
Из приведенной статистики видно, что самыми многочисленными РЭС, используемыми в ходе подготовки и проведения Игр являлись персональные радиостанции, оборудование Wi-Fi и РЭС телеметрии.
Для отображения результатов управления силами и средствами радиоконтроля, взаимодействия с заинтересованными структурами в Оперативном зале ОЦУ специалистами Предприятия были смонтированы шесть, а в зале совещаний - четыре объединенных в блоки ЖК-панели.
При этом в ОЦУ обеспечивался вывод на экран оперативной информации по следующим позициям:
- технической готовности стационарных комплексов радиоконтроля, мониторинговых систем и состоянии каналов связи;
- местам нахождения МКРК в реальном режиме времени;
Фото 4. Отображение оперативной информации
- заданиям радиоконтроля (инцидентам), выполняемым в настоящий момент времени;
- результатам мониторинга эфирных телеканалов, трансляция которых осуществляется в г. Сочи.
- данным ЭМО, информации о результатах радиоконтроля полос частот и идентификации выявленных излучений, пеленгов от стационарных измерительно-пеленгационных комплексов.
Информационное обеспечение работы ОЦУ осуществлялось группой информационных технологий (руководитель группы Клочко Т.М.).
Для организации доступа к информационным системам, представляющим перечисленные сервисы, ФГУП «РЧЦ ЮФО» использовался созданный своими силами сегмент корпоративной телекоммуникационной сети Предприятия.
В целях обеспечения непрерывности управления силами и средствами радиоконтроля в ОЦУ (ПУРК Прибрежного кластера) было организовано круглосуточное дежурство специалистов радиоконтроля.
Взаимодействие и информационный обмен ОЦУ с АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» и силовыми структурами осуществлялись в соответствии с подписанными соглашениями о взаимодействии, а с Управлением Роскомнадзора по ЮФО - в соответствии со схемой управления радиочастотным спектром.
Взаимодействие с силовыми структурами, как на этапах подготовки, так и в ходе Игр осуществлялось заместителем начальника ОЦУ Блискавка В.И.
Оперативное взаимодействие ОЦУ с технологическими командами олимпийских объектов производилось посредством входящих в состав команд частотных комиссаров (Spectrumcommissar), т.е. представителей ТО Роскомнадзора - штатных работников ОЦУ.
Курирование состояния и функционирования сетей связи операторов связи осуществлял заместитель начальника ОЦУ Кузенков С.Н.
Непосредственно мероприятия радиоконтроля проводились специалистами ПУРК (Прибрежного и Горного кластеров) и специалистами подвижных групп радиоконтроля (далее - групп РК) по согласованному Роскомнадзором «Плану мероприятий по радиоконтролю на территории Краснодарского края в период подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».
Работа подвижных групп радиоконтроля (предназначенных для непосредственного выявления неразрешенных для использования РЭС, а также источников излучений, создающих вредные помехи работе РЭС) планировалась в соответствии с графиком работы олимпийских объектов и с учетом поступающих внеплановых задач радиоконтроля.
На время проведения репетиций церемоний открытия и закрытия Игр и самих церемоний группа радиоконтроля (в составе частотного комиссара Фоменко Е.Ю. инженеров Лобазина В.А., Великоселец А.А.) на Олимпийском стадионе «Фишт» и подвижная группа радиоконтроля (в составе инженеров Бормут Э.Г., Ильин И.В. и Карнаух С.В.) на прилегающей к стадиону территории Олимпийского парка были усилены группами РК, перемещенными с других объектов Игр.
Постановка задач на осуществление радиоконтроля проводилась ежедневногруппой по организации и осуществлению радиоконтроля (руководитель группы Матяшов С.В.). Формирование заданий подвижным группам радиоконтроля и дежурным сменам ПУРК Прибрежного и Горного кластеров осуществлялось с учетом поступающих заявок на выявление радиопомех.
Подведение итогов работы за прошедшие сутки проводились на совещаниях начальником ОЦУ Лабунько О.С.
Фото 5. Проведение рабочего совещания начальником ОЦУ Лабунько О.С.
Результаты радиоконтроля ежедневно представлялись ПУРК Прибрежного и Горного кластеров в группу радиоконтроля для формирования общего отчета по работе ОЦУ за текущие сутки, а также отчетов, направляемых в Ситуационный центр Роскомнадзора.
Мероприятия радиоконтроля проводились на 23 олимпийских объектах, причем на 13 - постоянно, на 10 - по обращениям (заявкам) или в ходе отработки инцидентов.
Всего в ходе радиоконтроля зафиксирована работа 20 401РЭС организаторов и участников Игр, проведены измерения технических параметров излучения 1 057РЭС из состава действующей группировки.
По результатам работы выявлено 820РЭС, работающих с признаками нарушений обязательных требований в области связи, в том числе:
- без РИЧ - 407;
- использующих радиочастоты или радиочастотные каналы с нарушением условий использования, установленных РИЧ - 127;
- без соответствующей маркировки - 286.
Наибольшее количество выявленных нарушений 531 ед. связано с работой РЭС, использующих технологию Wi-Fi, а также с работой РЭС в технологических сетях связи (194 нарушения).
В основном, это РЭС не прошедшие процедуру маркирования. Их владельцы - строители и организации, принимавшие участие в церемонии открытия Игр (например, Infrant, АНО «Агентство по проведению Церемоний открытия и закрытия Игр», ООО «Промсервис» и др.).
Кроме того, выявлено 26 устройств малого радиуса действия, работающих с нарушениями требований разрешений на использование радиочастот или без маркировки. К указанным РЭС относились устройства терминала входного контроля (ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко), RFID- терминалы Check Way с блоком считывателя San Ray (ЗАО «Ай-теко»).
В подвижной радиотелефонной связи выявлена работа 27 базовых станций сотовой связи стандартов GSM, UMTS, LTE и 18 РЭС стандарта DECT без соответствующих разрешительных документов, в том числе:
ОАО «МегаФон» - 11 РЭС;
ОАО «Ростелеком» - 10;
ОАО «МТС» - 6;
ООО «Инженерные технологии спорта» - 15;
ООО «Промсервис» - 3.
Остальные 24 нарушения относятся к РЭС различного назначения, в том числе это передвижные метеостанции, системы управления видеокамерами, радиорелейные станции Минобороны.
Одной из главных особенностей использования радиочастотного спектра в период Игр являлось применение участниками и гостями большого количества профессиональных и бытовых устройств, использующих технологию Wi-Fi, особенно в диапазонах 2,4 и 5,2 ГГц (роутеры, смартфоны, планшеты, фотоаппараты). Причем большинство этих устройств имело беспрепятственный допуск на спортивные объекты, что создавало многочисленные помехи электронным СМИ и РЭС организаторов Игр. Наличие этих помех требовало от специалистов радиоконтроля постоянного проведения разъяснительной работы среди участников и гостей Игр.
Для прекращения работы неразрешенных для использования РЭС (и расположенных вне олимпийских объектов) информация о признаках нарушений направлена в Управление Роскомнадзора по ЮФО. Для РЭС, находящихся на олимпийских объектах, информация доведена до соответствующих ChefSpectrumManager, которыми были приняты меры по их маркированию или прекращению работы.
Касаясь вопроса внеплановых мероприятий радиоконтроля, надо сказать, что заявки на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех и заявки на поиск источников неразрешенных излучений от АНО «Оргкомитет «Сочи-2014»поступали в ОЦУ по предложенной МОК специальной системе.
Говоря другими словами, все возникающие инциденты (любые события, не являющиеся частью нормальной работы сервиса Spectrum, ведущие или способные привести к остановке сервиса или снижению уровня его качества) по сервисам Spectrum регистрировались в специально разработанной системе приёма и учёта инцидентов «Управление информационно-технологическими услугами» (Information Technology Service Management или сокращенно - ITSM). Система ITSM, реализовывая сервисный процессный подход к организации работы службы управления инцидентами, способствовала их скорейшему устранению.
При регистрации инцидента в системе ITSM, ему присваивался уровень приоритета, в соответствии с которым время, затраченное на проведение работы по заявкам на поиск радиопомех, не должно было превышать нормативные сроки реагирования и отработки инцидента.
Табл. 2. Нормативное время на принятие и решение инцидентов
Приоритет заявки на выявление радиопомех |
Характер помехового воздействия |
Время принятия инцидента |
Время решения инцидента |
Приоритет1 (Severity 1) |
Помеховое воздействие на работу РЭС, приводящее к угрозе обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей. |
5 минут |
1 час |
Приоритет 2 (Severity 2) |
Помеховое воздействие на работу РЭС, приводящее к нарушению телевизионных трансляций, организации судейства спортивных мероприятий. |
5 минут |
2 часа |
Приоритет 3 (Severity 3) |
Помеховое воздействие на работу РЭС, непосредственно влияющее па процесс проведения спортивных мероприятий, за исключением случаев Severity2. |
30 минут |
4 часа |
Приоритет 4 (Severity 4) |
Помеховое воздействие на работу РЭС, не оказывающее непосредственного влияния на процесс проведения спортивных мероприятий. |
1 час |
8 часов |
Как видно из приведенной таблицы 2 время, отводимое МОК на устранение инцидента, весьма ограничено и измеряется не днями или неделями, а часами. Более того, заявки могли приходить в любое время суток, что в совокупности требовало от персонала ОЦУ собранности и мобильности. Однако следует сказать, что для ОЦУ такие требования МОК были не в новинку - работа в подобных условиях уже дважды была отработана специалистами в ходе технологических тренировок TR-1 и TR-2. Поэтому персонал ОЦУ, как теоретически, так и практически был готов к решению подобных задач и умело с ними справился.
Продолжая разговор о внеплановых мероприятиях радиоконтроля, надо сказать, что от АНО «Оргкомитет «Сочи-2014»в ОЦУ по системе ITSMпоступило 85 заявок на их выполнение. В том числе 61 заявка на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех и 24 заявки на поиск источников неразрешенных излучений.
Кроме того, в адрес оперативного дежурного ОЦУ непосредственно от владельцев РЭС и представителей Минобороны России поступило 6 заявок на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС.
Наиболее сложная помеховая обстановка сложилась в Прибрежном кластере - здесь поступило 48 заявок, против 19 в Горном кластере.
Все заявки рассмотрены в установленные сроки и в соответствии с требованием нормативного времени на принятие и решение инцидентов, определенного Порядком взаимодействия.
Количество поступивших заявок на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС в различные периоды работы представлен следующим графиком.
Рис.2. График поступления заявок на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС
Основная часть заявок (от 3 до 6 в сутки) на выявление радиопомех поступала в ОЦУ на этапе развертывания РЭС телерадиовещателей и в дни заездов участников Игр.
Анализ заявок на выявление радиопомех показал, что по 28% заявок составили помехи радиомикрофонам и системам управления беспроводных видеокамер, 18% - системе передачи беспроводных видеокамер, 9% - РЭС беспроводного широкополосного доступа в полосе частот 2,4-2,483 МГц.
Остальные заявки, связаны с помехами РЭС сухопутной подвижной службы, базовым станциям сотовой связи стандартов GSM и UMTS, земной станции спутниковой связи.
Рис.3. Распределение заявок на выявление радиопомех по технологиям
Приведем некоторые детализированные результаты работы по поиску и определению местоположения источников создания недопустимых радиопомех:
- радиомикрофонам (принадлежат OlympicBroadcastingServices) в Конькобежном центре «Адлер-Арена» на частоте 660,0 МГц. Источником радиопомех являлся блок питания оборудования «SoundWeb», установленный в помещении «Комментаторские позиции». Проблема пользователя решена переназначением частот для работы радиомикрофонов;
Фото 5. Блок питания оборудования
- системе беспроводного управления видеокамерой (принадлежат OlympicBroadcastingServices) в Керлинговом центре «Ледяной Куб» на частоте 410,100 МГц. Источником радиопомех являлась неисправность ретранслятора БС стандарта TETRA ФГБУ «Центр МИР ИТ». Проблема пользователя решена отключением ретранслятора БС. Качество связи в сети TETRA не ухудшилось;
- работе ЗССС (принадлежит OlympicBroadcastingServices) на территории стоянки Главного Медиацентра Прибрежного кластера в полосе частот 10889,5-11335,4 МГц. Источником радиопомехи являлся автомобильный радар-детектор (антирадар), установленный на легковом автомобиле ОАО «Ростелеком». Проблема решена отключением антирадара.
Фото 6. Источник радиопомехи - автомобильный антирадар
Заключение
План мероприятий по радиоконтролю на территории Краснодарского края в период подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи выполнен в полном объеме и в установленные сроки.
Для выполнения Плана использовалась развернутая на территории г. Сочи система радиоконтроля «АСРК «Сочи-2014», включающая стационарные и мобильные комплексы радиоконтроля, мониторинговые системы, носимые средства измерений. Управление системой радиоконтроля осуществлялось персоналом ОЦУ, а также работниками пунктов управления Прибрежного и Горного кластеров. В качестве резервного пункта управления использовался ППРКУС. Схема построения системы управления позволила оперативно реагировать на изменения электромагнитной обстановки.
Для решения задач радиоконтроля, стоящих перед ОЦУ в период подготовки и проведения Игр, на постоянной основе осуществлялся мониторинг полос частот, используемых подвижной радиотелефонной связью, РЭС передачи данных стандартов Wi-Fi, LTE. Ежедневно осуществлялся контроль полос частот, выделенных участникам и организаторам Игр.
В установленные сроки отработаны заявки на проведение работ по поиску источников неразрешенных излучений. По всем фактам выявленных нарушений приняты соответствующие меры.
В период подготовки и проведения Игр проведен полный объем работ, связанных с проверкой, маркированием, а при необходимости и перепрограммированием РЭС.
Таким образом, участие специалистов радиочастотной службы и Роскомнадзора в подготовке и проведении Игр позволило Правительству РФ выполнить взятые на себя обязательства по своевременной организации выделения и контролю использования радиочастот для средств телекоммуникаций (п.п. 15.8 и 5.9 Олимпийской заявочной книги «Сочи-2014»), т.е. обеспечить правомерное и бесконфликтное использование РЭС, функционирующих на территории Большого Сочи и олимпийских объектов.